Консалтинговый центр

 

«Совершенство, гармония, успех»

     Контакты  
   

 Адрес: г. Краснодар  ул. Трамвайная, 1/1, офис №300.  

 
тел. +7(918)-966-98-29; +7(906)-435-71-63
e-mail: sgucentr@mail.ru

фото

 

Главная

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ

ШИ ЦЗИ

ГЛАВА СТО ПЯТАЯ

Бянь Цяо, Цан-гун ле чжуань — Жизнеописание Бянь Цяо и Цан-гуна 1

Бянь Цяо 2 был уроженцем [уезда] Чжэн области Бохай 3. Он происходил из рода Цинь, его звали Юэ-жэнь. В юные годы он служил шэчжаном. [Однажды] приезжий [по имени] Чан Сан-цзюнь произвел большое впечатление на Бянь Цяо. Он несколько раз встретился с ним, проявляя [при этом] почтительность. Господин Чан Сан понял, что Бянь Цяо необыкновенный человек. В течение десяти с лишним лет каждый раз, [посещая этот постоялый двор], он приглашал Бянь Цяо для беседы и как-то, в ходе доверительного разговора, сказал: «У меня есть секретное [лекарственное] средство, [но] я годами уже стар и хотел бы передать его вам, однако вы должны хранить его в тайне». Бянь Цяо ответил: «Клятвенно обещаю [вам это]». Тогда [Чан] достал из-за пазухи лекарство и передал его Бянь Цяо [со словами]: «Это надо принимать с водой, не касавшейся земли 4; через тридцать дней все поймете». И затем он отдал Бянь Цяо все записи о тайных средствах. Внезапно он стал невидим, как будто никого и не было. Бянь Цяо, согласно совету старика, пил это лекарство тридцать дней и обрел способность видеть внутренности человека и благодаря этому распознавать болезни. Он отчетливо видел болезни пяти внутренних органов 5, особенно прославившись диагностированием по биению пульса. Он врачевал то в [княжестве] Ци, то в Чжао. [Именно] в Чжао он стал известен как Бянь Цяо.

Во времена [правления] цзиньского Чжао-гуна (531-526) власть сановников усилилась, а род гуна ослаб. Чжао Цзянь-цзы, став видным сановником, захватил в свои руки все государственные дела. [Как-то] Цзянь-цзы заболел и в течение пяти дней никого не узнавал. Сановники испугались за него и призвали Бянь Цяо. Когда, осмотрев больного, он вышел, Дун Ань-юй 6 стал его расспрашивать. Бянь Цяо сказал: «Кровообращение у него в порядке, и беспокоиться тут нечего. В прошлом у циньского Му-гуна было [247] подобное [заболевание], он пришел в себя только на седьмой день. В день, когда он очнулся, он сказал Гунсунь Чжи 7 и Цзы Юю 8: «Я побывал у [Небесного] владыки и испытал большую радость. Я пробыл там так долго, потому что получал наставления Владыка сказал мне: „В [княжестве] Цзинь наступит большая смута, у пяти поколений не будет покоя. Потомок их [правителей] станет гегемоном, [он] умрет, не дожив до старости. Сын [этого] гегемона станет повелевать в этом княжестве, и утратится должное различие в поведении мужчин и женщин». Гунсунь Чжи записал [этот рассказ] и спрятал запись. От этого берут начало записи о [событиях в] Цинь. Потом наступила смута при Сянь-гуне, Вэнь-гун стал гегемоном, [цзиньский] Сян-гун разбил циньские войска у [гор] Сяо[шань] (627 г.), а вернувшись из похода, стал безобразничать и распутствовать. Обо всем этом вы слышали. Нынешняя болезнь вашего правителя та же, [что болезнь Му-гуна]. Не пройдет и трех дней, как наступит улучшение, а когда наступит улучшение, он непременно заговорит».

Через двое с половиной суток Цзянь-цзы пришел в себя и сказал своим сановникам: «Я побывал во дворце [Небесного] владыки и испытал большую радость. Я вместе со ста духами путешествовал в центре небес, музыка множества инструментов звучала девять раз, исполнялись различные танцы. [Эта музыка] была не похожа на музыку трех династий, ее звуки волновали сердце. Вдруг появился черный медведь, который хотел схватить меня. Владыка повелел мне застрелить его из лука. Я попал в медведя, и он испустил дух. Тут появился бурый медведь; я снова пустил стрелу и попал в него, и этот медведь был сражен. Владыка был очень доволен и поднес мне две бамбуковые корзины, в каждой из них что-то лежало. Сбоку от Небесного владыки я увидел мальчика. Владыка вручил мне собаку, из тех, какие бывают у варваров ди, со словами: «Когда твой сын повзрослеет и войдет в силу, подари ему этого пса». [Кроме того], владыка сказал: «Цзиньский дом будет постепенно слабеть и через семь поколений погибнет; клан Ин нанесет крупное поражение чжоусцам к западу от Фанькуя 9, но не сможет завладеть [их землями]»» 10. Дун Ань-юй запомнил этот рассказ, [потом] записал его и спрятал написанное. Историю, поведанную Бянь Цяо, он рассказал Цзянь-цзы, который пожаловал Бянь Цяо сорок тысяч му земли.

Некоторое время спустя Бянь Цяо проезжал [через княжество] Го 11. В это время умер наследник [правителя] Го. Бянь Цяо, [248] подойдя к воротам дворца Го и узнав о происходящем, спросил сведущего в снадобьях чиновника из свиты наследника: «Какая болезнь была у наследника? Ведь в [управлении княжеством] молениям 12 было уделено больше внимания, чем всем [другим] делам». Чиновник из свиты наследника ответил: «Болезнь наследника состояла в нерегулярности [циркуляции] крови и ци, они друг с другом смешивались и не могли [свободно] стекать 13. Когда они резко прорывались наружу, это наносило вред внутри. Его дух шэнь не смог остановить вредоносную ци 15, вредоносная ци собиралась и скапливалась [внутри] и не могла [свободно] стекать. Таким образом янская [ци] оказалась ослабленной, а иньская [ци] усилилась 16, и в результате он внезапно потерял сознание и умер». Бянь Цяо спросил: «Когда же наступила смерть?» «После того как пропели петухи». «[Тело его уже] прибрали?» «Еще нет, с момента кончины и полдня еще не прошло». Бянь Цяо сказал: «Доложите [правителю Го], что подданный [княжества] Ци, Цинь Юэ-жэнь из области Бохай, семья которого проживает в Чжэн, пока еще не имел чести послужить правителю. [Сейчас я] услышал, что наследник, к несчастью, умер. Я могу оживить его». Чиновник из свиты наследника сказал: «Не напрасно ли учитель похваляется? Почему вы заявляете, что наследника можно вернуть к жизни? Я слышал, что в далекой древности среди лекарей был Юй Фу 17, который лечил болезни не отварами из лекарственных трав, не отцеженным молодым вином, [не] острыми каменными иглами, [не применял] лечебную гимнастику и массаж, [не] натирал разогретыми лекарствами [больные места тела] 18. Только снимет [он одежду с больного], и [уже] видит соответствующие [проявления] болезни. Сообразно с точками уцзан 19, он рассекал кожу, разрезал мышцы, освобождал проход [для ци] в каналах 20, связывал сухожилия, [лечил с помощью] массажа костный мозг и головной мозг, перебирал [пальцами] жировые [прослойки], раздвигая ногтем пленки 21, [приводил их в порядок], промывал кишечник и желудок, прополаскивал и очищал уцзан, совершенствовал [особыми упражнениями] субстанцию цзин, изменял физическое [состояние больного]. Если ваше искусство, учитель, в состоянии достигнуть такого, то наследник может быть возвращен к жизни. Если же оно на такое не способно, а вы хотите оживить [наследника], то над вами будут смеяться даже дети».

После долгого молчания Бянь Цяо, подняв лицо к небу, вздохнул и сказал: «Применять тот способ лечения, о котором вы [249] говорите, это все равно что через бамбуковую трубочку наблюдать за просторами неба или пытаться через щелочку прочитать [большой] текст. Мой же способ определяет местоположение болезни без помощи прослушивания пульса 22, наблюдения за цветом [лица] 23, прослушивания 24, описания [внешнего вида] тела. Поняв, что болезнь в янских, [внешних, частях тела], рассуждаю и получаю [знание] о [состоянии] иньских, [внутренних, частей тела]. Поняв, что болезнь в иньских, [внутренних, частях тела], рассуждаю и получаю [знание] о [состоянии] янских, [внешних, частей тела] 25. Симптомы болезни обнаруживаются в самых [очевидных] внешних [признаках], и по ним можно поставить диагноз, находясь от больного за тысячу ли. Когда я делаю заключение, то свожу все вместе, и тогда невозможно неверное утверждение. Если вы не считаете мои слова истинными, войдите [во дворец] и осмотрите [тело] наследника, и вы убедитесь, что его уши слышат, а ноздри вздрагивают; проведите [руками] вдоль его ног до паха, они должны быть еще теплыми».

Когда чиновник из свиты наследника выслушал речь Бянь Цяо, у него зарябило в глазах, он смотрел не мигая, язык прилип к нёбу, и [он] не мог говорить. Потом, вняв словам Бянь Цяо, он вошел [во дворец] и доложил правителю Го. Услышав [все] это, правитель Го был сильно удивлен, вышел встретить Бянь Цяо у центральных дворцовых ворот и сказал: «Я, недостойный, давно слышал о вашем высоком чувстве долга 26 [и о ваших деяниях], но еще не имел случая поклониться вам и предстать перед вами. Учитель, проезжая через наше крошечное княжество, удостоил [нас] милости и оказал нам честь, что является большим счастьем для меня, вашего ничтожного слуги из захолустного княжества. Раз учитель здесь, он возвратит жизнь [моему сыну]. Если бы не было учителя, [сын был бы] покинут и брошен в глубокий ров или ущелье, навсегда закончив жизнь». Еще не договорив, правитель стал глубоко вздыхать, и от его скорбных мыслей тончайшая цзин (ци) души хунь стала [из него] вытекать и приходить в беспорядок 27. Он долго плакал и, не сумев сдержать себя в печали, [даже] изменился в лице.

Бянь Цяо сказал: «По-видимому, болезнь у наследника та, что называется шицзюэ 28. Так как янская [ци] вошла в иньские [внутренние части тела], она воздействует на желудок, обвязывая и опоясывая его, попадает в каналы цзин и [повреждает их], связывает каналы ло 29, отделяется, идет вниз к [органу] саньцзяо 30 и мочевому пузырю [и не может подняться вверх]. В результате [ци] в [250] янских каналах май продвигается вниз, а в иньских каналах май идет вверх, и возникает противоборство [здоровой и вредоносной ци 31. Встретившиеся [янская и иньская] ци 32 образуют затор и не протекают свободно. Иньская [ци] идет вверх, а янская [ци] погружается внутрь [тела], и [так они] циркулируют. Внизу и внутри [янская ци] возбуждается, но не может подняться. Вверху и снаружи [течение янской ци] прерывается и не дает возможности [для нормальной циркуляции иньской ци] 33. Вверху появляются разрывы [течения ци] в янских каналах ло. Внизу появляются нарушения в иньских узлах [сухожилий]. Когда имеются нарушения в иньских [узлах сухожилий] и разрывы в янских [каналах ло], цвет [лица] портится, в каналах май [возникает] беспорядок, и поэтому тело [становится] неподвижным и [у человека] вид, как у мертвого. Наследник еще не умер, ибо пока янская [ци] входит в иньские [части тела], сдерживая и создавая преграду для [ци] органов цзан, [человек еще] будет жив. Когда же иньская [ци] входит в янские [части тела], сдерживая и создавая преграду для [ци] органов цзан, [человек] умирает. Все эти перечисленные обстоятельства иногда внезапно вызывают во всех пяти органах цзан расстройство цзюэ, [когда] внутри них [движение ци происходит в обратную сторону] 34. Искусный мастер может с этим справиться, а неумелый — колеблется и не может принять решения».

Затем Бянь Цяо послал своего ученика Цзы Яна заострить металлические иглы и обточить каменные иглы, чтобы использовать их [для уколов] в наружную [точку] санъян ухуй 35. Через некоторое время наследник очнулся. Тогда [Бянь Цяо] повелел [ученику] Цзы Бао приготовить горячее лекарство «пять фэней» и [лекарство] бацзянь 36 и нагреть их, чтобы попеременно втирать [больному] горячее лекарство с двух [сторон] под ребрами. Наследник приподнялся и сел. [Бянь Цяо] еще раз отрегулировал иньскую и янскую [ци в его теле]. [Наследник] в течение двадцати дней принимал отвар лекарств и снова [стал таким], как раньше. С тех пор в Поднебесной стали считать, что Бянь Цяо может возвращать к жизни умерших людей. [Но] Бянь Цяо говорил: «Я, Юэ-жэнь, не способен оживлять умерших, но, когда человек еще жив, я, Юэ-жэнь, могу помочь ему выздороветь».

Источник: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/I/Syma_Tsjan/Tom_VIII/frametext105.htm

 

 

 

Услуги:

Предприятиям и организациям

Кадровый консалтинг

Тренинги:

Успешные продажи»

Управленческие ограничения и самоопределение менеджера».

* «Психотехнологии влияния. Гипноз в Бизнесе»

* «Здоровье Вашего бизнеса»

* «Подбор и оценка персонала»

* «Достижение цели»

* «Слагаемые работоспособности»

Частным лицам

*Психологическое консультирование.

*Гипнотерапия

*Профориентация

*Астрология

*Цигун-терапия

Семинары и тренинги:

* «Чжун Юань цигун»

* «Обучение самогипнозу»

* «Регрессивный гипноз»

* «Он и она. Как построить отношения»

*  «Путь к здоровью и долголетию»

* «Стройное тело»

Эзотерическая школа «Аньяна»

* Эзотерическая энциклопедия

* Книги

* Статьи

Обучение:

* Толкование сновидений

* Техники работы со снами

* Астрология: 1, 2, 3 курс; спецкурсы.

* Лунные карты.

Гадание. Предсказания. Психоанализ. Формирование событий»

Форум:

Эзотерика

Толкование сновидений

Астрология

Цигун

Таро

Другое

Психология

Технологии управления

Психология личности

Семейная психология и психология отношений

Детская психология

Другие направления

Статьи